Никас Сафронов: «Я останусь в истории»
Никас Сафронов стал не только модным брендом, но и ознаменовал собой целую эпоху в изобразительном искусстве.
Из мальчика Коли, который бредил морем, вырос всемирно известный художник Никас, который знает о достоинствах и недостатках внешности самых известных персон всего мира. Для него на несколько часов застывали в одной позе короли, президенты, актеры, музыканты и просто те, кто может заплатить за искусство не одну тысячу долларов.
В декабре Никас Сафронов привез в Киев свою выставку из 120 работ под названием «Избранное», и каждый, кто хочет прикоснуться к искусству, может заглянуть в мир выдающегося современника.
Нам удалось пообщаться с Никасом и задать ему несколько вопросов.
- Никас, Ваша выставка проходит в очень непростое для украинского народа время, да еще и территориально почти в центре событий.
- Я хочу донести любовь, красоту, искусство, которое принадлежит народу. Весь народ не может рисовать, а может только воспринимать (что, слава Богу, он и делает). Проверенные работы, символизм, в которых есть философия и профессиональная техника, воспринимаются народом (судя по тому, как в Одессе на выставку пришло 45 тыс. человек). Я заметил, что людям особенно нравится что-нибудь метафорное с элементами мистики.
Я несу искусство, апробированное временем и мастерством, потому что я очень дотошный к себе в своем творчестве и очень строгий. Всю жизнь учился хорошо рисовать, работаю в разных манерах. Так я отдыхаю в разнообразии, чтобы не было повторений, и считаю, что людям будет интересно посмотреть на мое творчество в разных жанрах.
Искусство должно быть позитивным и философским, чтобы в это непростое время заставить человека думать. Например, у меня есть картина «Распятие Христа», где город внизу, а Он вверху. Сгущаются тучи, люди теряют очень важную составляющую – для чего мы рождены. Не просто же для того, чтобы поесть, а для того, чтобы оставить после себя что-то хорошее, цельное, важное. Это обращение через Бога к людям. Как раз то, что сейчас нужно украинцам. Чтобы спасти себя, нужно вернуться к вере, искусству, сиротам и детским домам.
- На открытии выставки было очень много представителей СМИ, которые не захотели осветить Вашу поездку в киевскую онкобольницу для детей. Благотворительность нынче не в моде?
- Я могу понять, когда болеют взрослые - они виноваты в своей болезни, они уже что-то совершили в своей жизни. Как сказал Оскар Уайльд: «Ни один человек не богат настолько, чтобы искупить свое прошлое». Но дети ведь ни в чем не виноваты, они непорочны. Смотрят невинными глазами и не понимают, почему у них нет руки или ноги, почему они так тяжело больны. Человек иногда бывает очень черствым к проблемам других, но когда его приводишь и показываешь все это, тогда он начинает заниматься проблемой. Часто миллиардеры так делают после того, как у них умирает сын или дочь. Тогда они помогают, вкладывая миллиарды. До тех пор, пока его это не касалось, он смотрел на все, как через стекло, - мол, не мое.
- А что сподвигло Вас заняться благотворительностью?
- Моя мама говорила: «Когда вырастешь и заработаешь три копейки, одну отдай на благотворительность». Я отдаю полторы-две, и мне хватает и копейки для того, чтобы жить нормально.
- Часто актеры свой сценический образ переносят в жизнь, они даже начинают жить его жизнью. Случались ли у Вас мистические истории, связанные с написанными картинами?
- Однажды ко мне пришел мужчина, у которого погиб сын, и он хотел, чтобы я создал образ 14-летнего парня, который любил барокко и готику. Он дал мне фотографию, которую я не хотел повторять и решил сделать портрет особенным. Начал я писать, работа шла не так легко, потому что я не видел этого человека вживую. И вдруг я с удивлением обнаружил, что на обратной стороне холста я вижу этого мальчика, только он взрослее. Работа высохла, и на обратной стороне проявился портрет и световые волны. Я решил не отдавать эту работу, а сделал другую. Вдруг эти волны стали подниматься и превратились в замок в тумане со шпилями. До сих пор картина все время меняется. Этот призрак все время живет независимо от меня. Думаю, что сейчас мальчик именно такой, как на этой картине, которая тоже представлена на киевской выставке.
Я художник и просто отображаю реалии жизни, но в Оренбурге, в ночь перед закрытием моей выставки, начали летать шары в зале. Мне это потом показали по монитору. А шары я рисую часто, потому что в детстве я старался провести ночь на сеновале, и в один из таких ночлегов к нам с братом подлетел шар и вдруг остановился пред нами. Мне было три года, а брату – шесть. Я хотел рассмотреть тот шар и подойти поближе, но брат сказал, что нужно убегать. Мы убежали и закрыли двери в сарай, затем произошел взрыв и начался проливной дождь. Утром мы вышли и увидели, что на сарае была обгоревшая вмятина. Когда я уже стал сознательно рисовать, то это были шары, и через года они стали летать.
Мистики очень много. Вспомнил еще одну историю. Один мужчина заказал мне икону. После того как я её написал, она начала мироточить. А через какое-то время его жена родила больного ребенка, они поставили эту икону в детскую, и ребенок вылечился.
Одна женщина узнала, что ее сын сатанист. Пошла она к священнику, и он посоветовал молиться иконе Казанской Божией матери. Во сне она увидела, как я пишу эту икону, и она умолила меня это сделать. Я написал эту икону и пошел в 11 часов освещать ее в храм. И ровно в 11 часов сын пришел к матери и сказал, что он не прав и уходит из секты и будет верить в Бога.
- Каждая Ваша работа - это история. Есть ли такая картина, которую Вы никогда не продадите?
- История, как картина, она живет самостоятельной жизнью. Картина, написанная тобой, как твой ребенок - живет самостоятельно, а ты его только поддерживаешь. Мои дети – это краски и картина. Это рождение через боль, муки и молитвы. Каждая картина создается для кого-то, а когда художник говорит, что пишет для себя, то это глупость. Работу должны люди оценивать. В какой-то момент это осознаешь и продаешь даже то, что хотелось оставить.
- О Вас, как о многих публичных людях, пишут много и часто, и не всегда это лицеприятные вещи. У Вас никогда не возникало желание опровергнуть что-то?
- Я часто бываю в ужасе. Например, на днях я был на эфире одного украинского канала, и тут мне выдают, что я написал портрет человека, которого даже никогда не видел. Часто пишут истории смешные или бестактные, но это все глупости, которые меня никак не касаются. Именно поэтому я даю интервью и провожу выставки, чтобы было поменьше домыслов разного рода.
- В понимании большинства обывателей, не имеющих отношения к искусству, художник – это слегка подвыпивший, голодный, неопрятный человек. А Никас Сафонов – это просто исключение из правил.
- Востребованный художник не может быть голодным, ведь он профессионал, и его работы продаются.
Я заметил, что в казино всегда проигрывают бедные, богатые почти никогда не проигрывают, потому что они не боятся доверять своей интуиции, ставят на нужное число - и становятся еще богаче. В искусстве живописи деньги дают свободу. Я как профессионал редко отказываюсь от заказа, но деньги дают мне не только свободу, но и внутреннюю уверенность.
Деньги я трачу на детей, братьев, сестру, детские дома, школы, церкви. Я профессионал и много учился, чтобы стать таким, какой я есть. Я всегда недоволен и пытаюсь что-то доделать, поэтому сплю по два-три часа. Если вы хороший, значит, вас хотят, а если вас хотят, вы можете устанавливать правила.
Некоторые витиеватые художники придумывают, что о них узнают только после смерти, и голодные они потому, что талантливы. Это чушь собачья. Да, бывает, но крайне редко. Даже Брейгель старший был очень востребованным, но сначала над ним смеялись, а потом его открыли и сказали, что он был гениален.
- Можете назвать приблизительное количество работ, которое Вы пишите за год?
- Не могу сказать точно, но за мою жизнь написано где-то 1200-1300 картин. У Леонардо вообще 12 картин, но они все хорошие, все законченные.
- А конкуренты у Вас есть?
- Есть, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
- А из современников?
- Нет. Я не то чтобы выше их. Я не углубляюсь, не ревную, не завидую, ничего не делаю такого, чтобы кого-то задавить, только думаю - дай им Бог здоровья. Труд живописца очень тяжелый, я даю по 20 интервью в неделю, работаю ночью, постоянно летаю. Для того чтобы состояться, нужно постоянно работать над собой.
Недавно видел сюжет, в котором показывали, что мужики на Владивостоке сидели, выпивали и говорили, что китайцы забирают их жен, скупают их земли. Так вот – сделай сам, а потом скажи. Раньше купцы зарабатывали сидя, но таких не любят. Слишком яркие, слишком состоятельные, но они же своим трудом зарабатывали! И я зарабатываю только своим трудом и еще и делюсь. Так почему мне завидуют и меня не любят? А потому, что им кажется, что я занимаю их место, что они могли бы быть на моем месте, и тогда возникают дурные сплетни. Никто никогда не давал мне ни копейки на покупку квартиры и мастерской, я делаю все сам, зарабатываю своим трудом. Мне жалко тех, кто меня обговаривает, и я их понимаю - они обделены и обижены.
Что такое гений? Гений – это талантливый человек, наделенный упорством. Мазнул два мазка и гуляет, а бездарность что-то корпит, рисует, и вот раз - и купили одну картину, а через тысячу - еще одну купили.
- А когда Вы ощутили, что Вы – гений?
- Я не ощущаю, что я гений. Это вопрос вторичный, и он не является моим приоритетом. Я работоспособен, энергетически заряжен и пытаюсь быть профессионалом. Много в жизни сделал глупостей, неудачных картин, которые уничтожил, но я всегда учился. На Востоке говорят, что для мудреца каждый встречный – учитель. Главное – не повторять ошибки. Только время рассудит - гений я или нет.
Хочет кто-то или нет, но, скорее всего, я останусь в истории, будучи самым известным в России и одним из ведущих в мире. Уже не я работаю на имидж, а имидж на меня.
Для того чтобы привлечь внимание, в Турции мне подарили шикарные апартаменты, кто-то просит, чтобы мое имя было задействовано, делают бренды и платят мне деньги. А я продолжаю работать, не останавливаюсь, хотя мог бы. Пока есть силы, стараюсь писать, помогать, поддерживать.
Текст: Елена Бабич