Операции на чувствах

11 Вересня 2022

Галина Горицкая – молодая, но очень талантливая украинская писательница. Девушка уже успела выпустить несколько своих книг, а также преподавать в университете Киева. О том, где творческие люди ищут вдохновения и как расставляют жизненные приоритеты Галина рассказала в интервью для TOUCH magazine.

- Что вдохновило вас на то, чтобы стать писателем?

Обстоятельства. Как и у всех писателей, хороших и тех, которые еще не нашли своего читателя, у меня были определенные обстоятельства, которые не дали мне другого выбора, только как сесть и начать писать. Если коротко, в своем предисловии ко второй книге «Остров» я написала что, когда случился второй киевский майдан, мой мир не просто перевернулся вверх ногами – он коренным образом изменился... Дядя Хэм считал, что писать надо только тогда, когда не можешь иначе. Когда всплывает изнутри мощное желание сесть за компьютер и в такт вот этому «щелк-щелк» пережить-переварить, осмыслить во время процесса творчества окружающую действительность, упорядочить себя и возродить, найдя в черном мраке бездны, светлую надежду. Потому важнейшая задача фикшн – нести свет читателю. Я так думаю.

То есть, если более конкретно, побудили политические свершения. А вдохновляет каждый день то, что я знаю, когда пишу – меня охватывает невероятное ощущение эйфории, и я хочу повторить его. Согласитесь, если есть что-то, что делает вас счастливыми, и вы знаете что это, то почему бы не сделать этого еще? Как говорит Стивен Кинг: «К процессу написания можно приступать нервозно, возбужденно, с надеждой, или даже с отчаянием. Как угодно можно приступать, только не с равнодушием».

- Какое ваше произведение, на ваш взгляд, является самым ценным для литературы?

Никакое (смеется). Я же не стою на пыльных полках чьих-то библиотек в кожаных, серьезных переплетах. Давайте будем откровенны: есть книги, которые изменили мир. Ну, скажем... Шевченко дал начало каноническому украинскому языку. Каноническому – не в смысле мертвому, а вроде как собрал все вместе. Все наши страхи и чая­ния, жажду свободы. Его «Кобзарь» – это концентрация чаяний украинцев, национальное подсознательное, извлеченное из информационного поля Земли.

Моя роль в украинской литературе не столь глобальна. Но, когда мне звонят читатели, или говорят лично, что вот это произведение дало им надежду и веру... Это для меня признание того, что мои романы не зря выдают.

Хочу приоткрыть занавес: одно очень авторитетное издательство буквально на днях предложило мне написать серию романов о Киеве двадцатого столетия. Меня, как историка, эта идея очень вдохновила и я сразу же согласилась. Это масштабный проект, который, вероятно, и станет тем моим произведением, будет ценным для литературы.

- Вы называете себя писателем-аматором. Что вы имеете в виду?

Аматором? Хм... А когда я так говорила? Нет, конечно, когда я дописала свой первый роман – я и не думала его выдавать. Просто показала своему хорошему знакомому, Ярославу Фальку (кстати, профессиональному журналисту, поэтому думаю, он бы себя не называл аматором), и он подтолкнул меня отправить рукопись в «Украинский приоритет». Я это сделала играя, совершенно не волнуясь, мол, ну кто же меня выдаст? Однако, уже на следующий день мне позвонил владелец и идейный вдохновитель этого издательства – Владимир Шовкошитный и сказал дословно (такое невозможно забыть писателю): «У Вас очень хороший роман. Будем выдавать». С тех пор прошло четыре года... Ярослава Фалька я теперь называю своим литературным наставником, он не только первый поверил в меня, но и продолжает давать нужные мне советы относительно творчества.

А потом я открыла для себя такое явление, как фейсбук и, недолго думая, решила добавить в друзья Александра Витальевича Красовицкого – генерального директора «Фолио», чтобы предложить ему сотрудничество. Это я уже позже осознала свою дерзость и, возможно, не сделала бы этого, если бы мое знакомство с фейсбук длилось чуть дольше. Однако он довольно быстро спросил меня в мессенджере, знакомы ли мы. Я ответила, что нет, но я хочу издаваться у Вас. Он добавил меня в друзья, объяснив, что у него их пять тысяч с такими словами: «Добавляю) Двоих только что удалил. Так и надо. Смелость города берет».

Так было опубликовано еще четыре моих произведения: «Небо для тех, кто имеет крылья», «Остров», «Украинский антидепрессант» и тот роман, с которого началась моя регулярная аритмия, когда я сажусь за компьютер: «Дороги, ведущие в Каир».

Поэтому, суммируя, если быть писателем-аматором означает оказаться, например, в компании земляка Михаила Булгакова, то окей. Пусть будет так.

- Что для вас означает быть кандидатом политических наук?

Аспирантура дисциплинировала меня. Как говорили коммунисты: «Я прошла серьезную жизненную школу» (смеется). На самом деле, думаю, кандидатская (ради которой я, кстати, поехала в Каир изучать арабский язык в одном из двух сертифицированных в арабском мире учебных центров), и была моим первым произведением с большой буквы.

Аспирантура, в которой из-за своего упрямства и нежелания менять тему на какую-нибудь простенькую, мол, «и зачем тебе это надо?», я провела не три, а пять лет, научила меня достигать поставленных целей.

И, кстати, защитилась я блестяще. Получила диплом и больше мне моя арабская бязь не понадобилась. Разве что, мой первый роман... Он там писался, в городе моей мечты – Каире.

- Вы объединяете научную деятельность, карьеру писательницы и роль жены. Что для вас в приоритете?

Вот так и вижу, как мой муж читает интервью и говорит: «А ну? Давай скажи мне, так какой род занятости в прио­ритете?» и смеется. Я не считаю брак – занятостью. Скорее, это союз. Как говорил Мюнхгаузен: «любовь – это теорема, которую нужно доказывать каждый день».

У нас в семье есть неписаное правило: за редкими исключениями, такими как поход в театр и т.д., я работаю с пяти до девяти часов. И все. Меня нет. А когда что-то не получается – очень злюсь на себя и чувствую, что не смогла чего-то сегодня. Ведь, писать нужно каждый день. И планку только ты себе ставишь. Никто другой.

А научную деятельность я с писательством давно уже никак не совмещаю. Все мы, женщины, конечно, как Гадот (актриса, сыгравшая Чудо Женщину): и жены, и матери, и армейские бойцы в какой-то степени... Главное, не превратиться в терминаторов. Тем не менее, жизнь – она одна у каждой из нас. Кстати, Гал в ЦАХАЛ провела два года в качестве инструктора по фитнесу и даже появилась на страницах МAXIM по инициативе МИД Израиля в рамках «улучшения имиджа еврейского государства и израильской армии». Я это к тому, что надо всегда оставаться верной себе.

- Чему будет посвящена следующая книга?

Смотря какой из моих написанных романов увидит свет в виде книги первым. В одном я заигрываю с модернистской традицией литературы, и хотя история довольно проста, она меня цепляет этой игрой и нереальностью реального. Другой о жизненных коллизиях двух женщин, которые когда-то пересеклись давно и вот – снова встретились. И все это на фоне гонконгского броуновского движения и очень закрученного сюжета. Лично я, когда перечитывала, не могла оторваться. Это для меня показатель того, что роман будет иметь успех.

И еще один роман, пожалуй, на сегодня я считаю его самым особенным своим произведением. Он о девушке с наследственной болезнью, которая влияет на всю ее жизнь. Однако, Бог не посылает того, с чем мы не можем справиться. Эта история светла и позитивна, несмотря ни на что.

Я о том, что еще ненаписанное мной. Я, как археолог, откапываю с земли артефакт, тело текста и никогда не знаю заранее, о чем он. Поэтому мне интересно так же, как и читателю. Откровенно говоря, я восхищаюсь Воннегутом, который, работая над «Бойней номер пять», сделал мурал из сюжетных линий на стене детской. Однако, это не мой подход. Я текст рожаю не зная, какого цвета у него глаза.

- Какое ваше главное достижение?

Я еще слишком молода, чтобы суммировать. Можно написать: мои друзья, мой любимый, родители, творчество, жизнь... Однако, это калейдоскоп событий и людей вокруг. И человек сам решает, что впускать в свою жизнь, и привлекает события. Поэтому, мое главное достижение это то, что я такая, какая есть.

- Вы писательница из Украины. Что для вас это значит, и как этот факт влияет на идеи и темы ваших книг? Ваши книги прививают любовь к Родине?

Украина настолько во мне, что вот сейчас, отвечая на этот вопрос, я стараюсь вспомнить, а есть хоть одно мое произведение, в котором не было бы моей Родины? И не могу. Ведь произведение – это олицетворение автора. По крайней мере, откровенное произведение. А я других не пишу...

Конечно, мои книги прививают любовь к Родине! И я всегда пишу это слово с большой буквы. Правда, потом редактор меня иногда исправляет, мол, не всегда в смысловом контексте текста это уместно. Но для меня это так. Внутри (улыбается).

- Что вдохновляет на новый материал? Путешествия, книги, любовь?

Все вместе. Во мне где-то глубоко притаился писатель-путешественник. Я каждый раз начинаю произведение на новой локации о том месте, в котором нахожусь.

Я люблю трепанировать человеческие чувства и эмоции. И, вместе с героями, я переживаю их коллизии. Было такое, героиня заболела – и я сразу же слегла с такой же болезнью.

Книги... Некоторые по-настоящему волнуют и вдохновляют. Деликатесы текстов Набокова, особый ритм Булгакова (ведь слово имеет свой темп и все произведения в этом неповторимые), интуитивность и озарения текстов Кларис Лиспектор, интеллектуальная ирония Воннегута.

- Вы популярны в социальных сетях. Вы отвечаете на письма или сообщения ваших читателей? О чем чаще всего спрашивают?

В первую очередь, социальные сети – это возможность показать свои произведения. Вы не представляете, какая это радость, когда читатели делятся тем, что им дала моя проза. Обязательно отвечаю. В основном, спрашивают как я пишу и когда выйдет моя следующая книга. Все, что я могу посоветовать тем, кто хочет писать – просто садитесь и пишите. Все гениальное просто.

- Что придает вам уверенности в себе?

Поддержка семьи и друзей. Природа, йога, адреналин от прыжков с парашютом и медитация. Солнечные лучи летом. Хороший кофе. Можно было бы еще добавить: духи, косметика, модные шмотки... Но, обычно все это меркнет в сравнении с простыми, но важными ежедневными действиями и вещами. Больше уверенности добавляет новое написанное слово. Когда на девяносто одну страницу будет хоть одна и с достаточными качествами для абсорбирования ручейком. Я это так называю.

- В какой жизненный момент вы пишете легко? А в какой вдохновение отсутствует?

Нет таких моментов. Надо просто садиться и работать. Вот и весь секрет плодотворного творчества. А если стремиться, чтобы это творчество выдавало качественный продукт – то еще и много-много читать.

- Чьи произведения впечатлили вас за последнее время?

Мне очень нравится «Музей заброшенных секретов» Оксаны Забужко. Можно было бы еще назвать множество талантливых украинских произведений, но вот это вспоминается первым (улыбается).

- Какая ваша любимая детская книга?

Собрание сказок Андерсена. Вообще-то, они мрачные и не детские. Однако, именно то, что я просила почитать бабушку, пока смотрела как падает снег за окном, подсвеченный фонарем, и медленно засыпала... То собрание с пожелтевшими страницами, кишиневского издательства «Лумина» 1975 года, до сих пор открываю, когда я вспоминаю бабушку, или когда начинает падать снег.

- Какую первую серьезную книгу вы бы посоветовали подростку?

Взрослые – это те же дети и подростки, согласитесь. Я не делю литературу на подростковую и взрослую. Вот какая книга стоит того, чтобы ее перечитывать еще и еще, каждый раз находя новые пласты и грани, так это «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.